Регистрация    Войти
Авторизация

Популярные подходы к изучению иностранного языка

Еще не так давно хорошее знание иностранного языка свидетельствовало о причастности человека к миру прекрасного, принадлежности к определенным светским кругам или просто наличие склонности к чудачествам. Но, все течет, все изменяется. И в наше время знанием иностранного языка уже никого не удивишь. Необходимость его изучения продиктована самой жизнью. Мы хотим не только комфортно чувствовать себя на отдыхе за границей, но и участвовать в международных научных проектах, проводить переговоры с зарубежными партнерами, учиться в зарубежных вузах, повышать свой общий образовательный уровень да и прочитать инструкцию на языке тоже было бы нелишним.
Благодаря развитию сети Интернет, появлению курсов и частной практики преподавания, изучение иностранного языка с каждым днем становится доступнее для все большего количества людей.

В настоящее время самым востребованным из «вторых» языков в мире является английский язык. Подавляющая часть населения развитых стран достаточно уверенно им владеет. Такой выбор был во многом обусловлен тем, что английский язык относительно прост для изучения, но вместе с тем располагает всем необходимым для того, чтобы процесс коммуникации представителей различных культур стал возможен. В России тот факт, что хорошее знание иностранного языка крайне благоприятно сказывается на карьерном росте, стал предельно ясен в 90-е годы. Тогда же выяснилось, что знания, полученные в школе или институте, для этих целей совершенно не годились. Но спрос рождает предложение, и конец ХХ века в России ознаменовался появлением великого множества авторских методик, курсов и просто оригинальных способов изучения языка. В наше время волна энтузиастов схлынула, и на бреге остались лишь те, кто смог доказать свою компетентность в условиях интеграции России в мировое сообщество.

Сразу стало понятно, что изучение языка – это сложный и многогранный процесс, требующий помимо жажды знаний еще и трудолюбия вкупе с целеустремленностью. Кроме того, каждый человек уникален и то, что одним дается с легкостью, у других вызывает затруднения. В конечном итоге, все эти наблюдения привели к появлению нескольких различных способов изучения языка.

Популярные подходы к изучению иностранного языка


Некоторые из них сложились исторически. Так, на протяжении веков в России превалировали два способа: первый – это найм гувернера или учителя – носителя языка (французский язык), второй – простая зубрежка грамматического строя и вокабуляра (так учили греческий и латынь в академиях). Так или иначе, эти способы в чистом виде не оправдали себя: первый из них не давал глубоких, фундаментальных знаний основ языка, а второй формировал у учащихся только навыки перевода и чтения.
А так как в ХХ веке значительно выросла потребность в иностранном языке в первую очередь как в средстве коммуникации, появление новых методов не заставило себя долго ждать.

Впрочем, долгие годы не сдавал своих позиций и не сдает их и по сей день традиционный метод, упоминавшийся выше, при котором во главу угла ставилось отличное знание грамматики и хороший словарный запас, что позволяло осуществлять мысленный перевод с иностранного языка на родной и обратно. К сожалению, данный метод имел один существенный недостаток: при такой стратегии изучения довольно сложно сформировать навык говорения. Хотя, безусловно, он был удобен тем, что мог применяться как в индивидуальных, так и в групповых занятиях.
Еще одним популярным методом, возникшим уже в ХХ веке, в 60-е годы, был метод «silent way» - «путь молчания». В его основу было положено убеждение, что знания заложены в учащемся изначально, оставалось их только раскрыть. Достигался этот эффект с помощью цветных таблиц, в которых некий цвет или символ соответствовал определенному звуку, и таким образом в лексикон вводились новые слова, фразеологические единицы и т.п.
Некоторые «исследователи» продвинулись в этом направлении еще дальше, пытаясь выявить такой алгоритм изучения языка, который мог бы гарантировать 100% успех. Они создали «total-physical response» - метод физического реагирования. Он состоял из двух ступеней. На первом этапе ученику предлагалось просто прослушать языковой материал, а на втором адекватно отреагировать на воспринятое иностранное слово. То есть, садиться, вставать, говорить при узнавании соответствующего языкового аналога. В общем, что-то сродни выработке условных рефлексов у собак Павлова. Впрочем, через энное количество времени ученики уже бегло общались друг с другом.

Метод погружения - «sugesto pedia», активно используемый в наше время, возник уже ближе к концу ХХ века. Студентов полностью погружали в языковую среду (вплоть до выбора нового имени). В результате, выяснилось, что в образе англичанина английский язык учить значительно проще!
Самостоятельно, на приличном уровне изучить язык стало возможным с появлением аудио-лингвистического метода, основанного на повторении услышанного материала вслед за диктором.
Все то, что мы видим сейчас в сфере изучения иностранного языка – это квинтэссенция методов, возникших ранее и прошедших проверку временем. Авторские методики 90-х годов, обещавшие нам 100% результат на фоне минимальных вложений сил, времени и средств, остались далеко в прошлом, уступив место действительно эффективным методикам.



Так, сохранился коммуникационный и традиционный подходы, причем недостатки последнего были сглажены за счет обогащения его элементами других методик: введением аудиоматериалов, созданием языковой среды и т.п. Все эти нововведения помогают учащимся преодолеть психологический и языковой барьер.
Ввиду более расширенной методологии, классический метод теперь все более перекликается с методом коммуникативным. Тем не менее, полного сходства не обнаруживается, так как в процессе обучения преследуются совершенно разные цели. Так, коммуникативный метод хорош в случае необходимости выработки именно навыка общения. В этом случае особенно уместным будет найм носителя языка в качестве преподавателя. Единственное условие, которое в этом случае должно соблюдаться – это его профессионализм. В случае же необходимости закладки базовых знаний языка, наиболее эффективным методом будет метод традиционный, в преподавании которого нет равных нашим соотечественникам.

В последние годы стал популярен еще один подход, заслуживающий внимания, в какой-то степени происходит он из коммуникационного, но претерпел значительные изменения. Это эмоционально-смысловой метод. Гуру данного направления можно назвать Игоря Шехтера («Система-3») и Галину Китайгородскую («Школа Китайгородской»).
В школе Шехтера, ученики отождествляют себя с носителем языка: придумывают себе имя, распространенное в соответствующей культуре, новую биографию и т.п. Занятия проводятся в форме диалогов между учениками – «носителями языка». Грамматический строй изучается в три этапа, отсюда и название «Система-3».
В «Школе Китайгородской» занятия превращаются в театральное представление, в котором обыгрываются ситуации из реальной жизни. В основу процесса обучения положен принцип коллективного взаимодействия.